(Описание на русском - ниже)
The cache is devoted to the 160th obit of the famous Russian writer Nikolai Gogol.
One of the most talented Russian authors, Gogol lived a short life. He was only 43 when he died. However, there have been not many persons whose contribution to the Russian cultural treasury could be compared to the heritage left by Gogol. His brilliant stories are known by almost every civilized compatriot and have been translated to many languages of the world. The classical Russian school programme is inconceivable without "The Inspector General", a comedy written by Gogol.
Gogol mostly lived in Saint Petersburg and traveled around the world. At the end of his life he moved to Moscow. The writer achieved fame and was welcomed by many remarkable figures of his time. He has got very warm host in the city and lived in the house of his friend Earl Alexander Tolstoi at Nikitsky boulevard, 7.
Gogol used to work hard with his texts. He was full of self-criticism and deeply focused on spiritual development; his creative process was often painful. The famous writer was rather pious, visited chuch regularly but felt that he wasn't able to reach the aim he wanted so much. He had rather complex relationship with his spiritual mentor, a priest of the Russian Orthodox Church, whom Gogol respected much. With great enthusiasm Gogol followed religious guidelines; he kept the fast that in his case finally turned into starvation. Gogol had poor health from his childhood and turned more and more weaker during his last months in Moscow. After all, he refused any medical assistance. On Feb 12, 1852 Gogol ordered his servant to bring his papers to the fireplace in the house and burned the only copy of the second part of his famous poem "Dead Souls". Some historians say that the writer was not in any mental turmoil but followed a deliberate and firm decision - though the next day he confessed to Earl Tolstoi that he had had intention to burn just some papers but had burned everything. After 10 days Gogol died in the same house.
In 1909, when it came to the 100th anniversary, the Moscow government decided to build a monument to Gogol. Since Gogol was a figure of national scale the government approached this idea very carefully. After a series of contests the work was passed to the famous sculptor Nikolai Andreev. On April 26, 1909 the monument was opened to public at Prechistensky (later Gogolevsky) boulevard, not far from the place where he lived and died. Thousands of Muscovites had waited for this moment with great impatience.
The monument appeared to be rather unusual for its epoch. Instead of a grand figure proudly standing on a top of a tall pedestal there appeared a fatigued genius, sitting, with mournful face, absorbed in his thoughts, wrapping himself in a coat. Some people were shocked by obvious tragedy featured by the monument. Other were deeply impressed by its intimate nature. In particular, Vasily Polenov, the famous Russian painter, called the monument "a beautiful, delicate, eerie work of art". And, of course, there were people who criticized Andreev's work for being "too sad" or "too gloomy" - among them the later Soviet leader Iosif Stalin who often passed the monument on his way from the Kremlin to his residence outside Moscow. In 1936 the Soviet government agreed that a new monument should be erected - something that should reflect "the real greatness" of the Russian writer. After the WW2 the Andreev's monument was moved to Donskoy monastery and became a museum piece.
In 1952 (100th obit) in a big hurry there was erected a new "correct" monument - (quite easy to guess) a figure on a tall pedestal. The four original lanterns with lions in socles were left from the old monument (this action apparently destroyed the original composition). In 1959 the old monument was moved from the monastery to the yard of the house where Gogol lived at Nikistky boulevard, 7.
That was the story of two monuments to Nikolai Gogol. Nowadays you can observe both of them, it's a short walk from one to another. You're welcome to compare your sensations and decide which one you like most. Perhaps, they both will leave some trace in your memories.
Right beside the "old" monument, in Tolstoi's house where Gogol lived, there's a nice museum devoted to the famous Russian writer. Don't miss it. The museum is definitely worth visiting. It is not large and the entrance fee is very affordable. A guided tour could be a good option for a group of visitors. If you travel alone or with one or two friends the better variant could be an audioguide (in Russian) or a booklet (available in English as well). The length of the audio tour is a little bit less than one hour.
First image (Gogol): bibliotekar.ru. Photos: moscow.ru
(For description in English look above)
Тайник посвящен 160-й годовщине смерти знаменитого русского писателя Николая Гоголя.
Один из самых ярких авторов нашей страны, Гоголь, увы, прожил совсем короткую жизнь. Он умер всего в 43 года. Однако, мало найдется в истории людей, чей вклад в сокровищницу культуры России может сравниться с наследством Гоголя. Его блестящие произведения знакомы практически каждому образованному соотечественнику и переведены на многие языки мира. Школьная программа немыслима без "Ревизора", бессмертной гоголеской комедии.
Гоголь жил преимущественно в Санкт-Петербурге, но много путешествовал. В конце жизни он переехал в Москву. К тому времени Гоголь уже обрел славу писателя, знакомство с ним считалось лестным для многих известных людей того времени. В Москве Гоголь встретил очень радушный прием. Он жил у своего друга графа Александра Толстого на Никитском бульваре, дом 7.
Что касается работы над собственными текстами, Гоголь был настоящим трудоголиком. Он был преисполнен самокритики, много времени посвящал духовному самосовершенствованию. Творческий процесс часто принимал болезненные формы. Знаменитый писатель был чрезвычайно религиозен, регулярно посещал богослужения в церкви, но не переставал терзать себя сомнениями и переживаниями. У Гоголя установились непростые отношения со своим духовником, православным священником, которого писатель очень почитал. С великим энтузиазмом Гоголь соблюдал религиозные обряды; если постился, так до голодного изнеможения. Писатель сызмальства обладал неважным здоровьем, а испытания, которым он подвергал себя, делали его еще слабее. Это стало особенно заметно в последние месяцы, проведенные им в Москве. От медицинской помощи Гоголь отказывался наотрез. 12 февраля 1852 года Гоголь приказал мальчику-слуге принести все свои рукописи и оставить их у камина. Писатель стал жечь страницы, одну за другой. Так погибла единственная копия второй части "Мертвых душ". Некоторые историки утверждают, что Гоголь не страдал каким-либо душевным расстройством, а, напротив, следовал четкому и твердому решению. Однако уже на другой день несчастный писатель жаловался графу Толстому: мол, хотел сжечь всего несколько бумаг, а вышло так, что уничтожил все. Через 10 дней Гоголя не стало. Он скончался в том же доме, где жил.
100-летие писателя пришлось на 1909 год. Московское правительство решило возвести памятник Гоголю. Поскольку речь шла о фигуре национального масштаба, чиновники подошли к делу со всем тщанием. После серии конкурсов заказ на памятник был передан известному скульптору Николаю Андрееву. 26 апреля 1909 года тысячи москвичей собрались на Пречистенском бульваре. Они с нетерпением ждали открытия памятника любимому писателю.
Памятник шокировал. Он был совсем не похож на традиционные скульптуры того времени. Вместо гордой фигуры на высоком пьедестале люди увидели изможденного гения со скорбным, усталым лицом, кутавшегося в шинель, погруженного глубоко в собственные мысли. Многих потрясла очевидная трагедия, о которой вещал необычный памятник. Некоторые открыто выражали свое восхищение работой мастера, той интимностью, которой веяло от памятника. Знаменитый русский художник Василий Поленов назвал памятник Гоголю "прекрасным, тонким, жутким" произведением искусства. Конечно, нашлись люди, которым работа Андреева не понравилась. Они называли ее "слишком грустной" или "чересчур мрачной". В числе критиков был Иосиф Сталин, который часто проезжал мимо памятника по дороге в свою подмосковную резиденцию. В 1936 году советское правительство пришло к выводу, что городу нужен новый Гоголь. Такой памятник, который бы отражал "подлинное величие" писательского таланта. Но началась война, а после нее про новый памятник как-то забыли; старый же увезли в Донской монастырь, где ему была уготована роль одного из музейных экспонатов. В 1952 году, к 100-летию смерти писателя, в большой спешке воздвигли таки новый, "правильный" памятник. Как несложно догадаться, это была гордая фигура на высоком пьедестале. Четыре фонаря по периметру с изящными фигурами львов в цоколях остались от прежнего памятника. Который в 1959 году вернули из монастыря, но поскольку старое место было занято, разместили во дворе того самого дома номер 7 по Никитскому бульвару, где Гоголь провел свои последние годы.
Такова история двух памятников Николаю Гоголю. Сегодня вы можете видеть и тот, и другой. Расстояние между ними невелико, легко дойти пешком. Сравните свои ощущения, какой из памятников нравится вам больше. Может быть, оба они оставят след в ваших воспоминаниях.
В двух шагах от старого памятника, в том же сквере находится вход в очень милый музей, посвященный памяти великого русского писателя. Музей, безусловно, достоин внимания. Он невелик, как и входная плата. Большая группа может заказать экскурсию. Если вы путешествуете один или с одним-двумя друзьями, хорошим выбором может оказаться аудиогид (на русском) и/или буклет (не только на русском). Продолжительность аудиопрогулки по музею - чуть меньше часа.